Сурин - столица слонов

Печать

В Таиланде слон окружен особой любовью. Ныне здесь насчитывается свыше 4-х тысяч слонов, и охота на них запрещена. Прирученные, они используются на лесозаготовках и других тяжелых работах. Но есть и в жизни слонов свои праздники. Самый большой из них устраивается в Сурине - небольшом городке в 450 км восточнее Бангкока, расположенном в самом центре Сиама (так назывался Таиланд до 1932 г.).

Каждый год многочисленные гости съезжаются в Сурин на третьей неделе ноября. Именно в это время, в конце недели, на уик-энде, здесь устраивается ритуальный праздник, главные участники которого -- слоны. В эти праздничные дни все гостиницы переполнены; многие состоятельные туристы заказывают номера за несколько недель вперед. А кто поскромнее, устраивается в близлежащих городках и утром приезжает на слоновью торжества. Впрочем, Сурин интересен и в обычные дни, и если путь пролегает через этот город, то почему бы его не посетить?

На привокзальной площади путешественника встречает целое слоновое семейство: папа с бивнями, мама без оных и слоненок, исполненные в камне в натуральную величину. В Таиланде существует поверье, что люди, которые пробегут под хоботом слона, обретут счастье в жизни. Но местные жители спокойно проходят мимо каменных изваяний: для этого нужен живой слон. Более того, животное должно быть из деревни, иначе, как считают, процедура превратится в насмешку над древней традицией. Что же касается детей, то они, до достижения зрелости, должны пройти под брюхом деревенского слона как под некоей "аркой судьбы". Считается, что это принесет счастье в дальнейшей жизни им и их семьям.

В течение года слоны находятся не в Сурине, а в специальных “слоновьих” деревнях – Бан Та Кланд и Тамбон Крапхо в округе Тха Тум в 60 километрах к северо-востоку от Сурина

Обе деревеньки расположены близко одна от другой. Это своего рода фермы, где выращивают и дрессируют слонов. Но посетители, навещающие этот слоноводческий центр, могут испытать некоторое разочарование. Предвкушая встречу с двумя-тремя сотнями слонов, гости могут увидеть лишь несколько серых гигантов. Вот уже в течение ряда лет суринских дрессированных артистов по окончании ноябрьских торжеств (не путать с 7-м ноября!) везут в Бангкок и грузят на теплоход, отправляющийся в Японию. Там слоны участвуют в различных фестивалях, привлекая многие тысячи зрителей. Четвероногие артисты бывают и в других странах, зарабатывая валюту для королевства, да и себе на сено. А к ноябрьским праздникам путешественники с новыми впечатлениями возвращаются в Сурин на радость горожанам и туристам.

Все равно поездка в слоновью резиденцию не может разочаровать. Здесь есть небольшой музейчик, посвященный труженикам-гигантам. Для таиландцев слон -- это не просто животное-млекопитающее, но своего рода религиозный символ. Азиатский слон имеет долгую историю одомашнивания. Еще тысячу лет назад слонов использовали в сражениях, церемониальных процессиях и как тяговую силу. Вес азиатского слона может доходить до 6 тонн; его размах "в плечах" -- до трех метров. Согласно древним тайским поверьям, Млечный путь -- это громадное стадо белых слонов, пасущихся на небесах.

Корни особого почитания слонов уходят вглубь тысячелетий и связаны с мифом об индуистском божестве Ганеше (у тайцев -- Phra Pikanet). Сын Шивы и Парвати, Ганеша в младенческом возрасте настолько разгневал отца, что тот в ярости обезглавил свое чадо. Но вскоре, чтобы утешить свою супругу, Шива приставил к туловищу Ганеши голову слона, мирно пасшегося неподалеку. Ганеша весьма популярен в индуистском пантеоне, его изображения часто встречаются в древних храмах не только в Индии, но и Таиланде, где первенствующая религия -- буддизм. Здесь он считается богом мудрости, не случайно его изображение можно увидеть на эмблеме Министерства образования.

В буддизме слон занимает почетное место. В буддийском мире широко распространялись сказания, повествующие о прошлых рождениях Шакъямуни в образе животного -- обезьяны, оленя, слона. При последнем рождении Будды Гаутамы также "замешан" слон, Мать царевича -- Махамайя, увидела однажды во сне, что ей в бок вошел слон, спустившийся из облака. Через положенное время она родила младенца, которого назвали Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение". Примечательно, что этот слон был белый, и в Таиланде белые слоны особенно почитаемы.

...Вернувшись в Сурин, начинаем осмотр города от привокзальных слонов. В каждом таиландском городе непременно есть свой ват -- буддийский монастырь. В Сурине их несколько. Заглянем в один из них. Пагода с островерхой крышей, украшена изображением слонов. Вместо российских "коньков" к небу тянутся выгнутые позолоченные украшения, напоминающие хоботы трубящих слонов. Рядом с пагодой -- огромный баньян, а под ним статуя Будды, и с обеих сторон -- фигуры слонов.

Если выйти из вата и проследовать к другому монастырю, то по пути нам не разминуться со слонами. Эта скульптурная группа напоминает привокзальную. Но здесь, на пересечении двух улиц, поспокойнее, чем на привокзальной площади, и местным жителям удобнее навещать своих любимцев. У папы-слона на бивнях гирлянды живых цветов, у мамы и у слоненка -- на хоботах. Они смотрятся как живые, и даже окружены оградой с шипами, как в зоопарке. Рядом -- буддийский жертвенник, перед которым приношения верующих: фрукты, цветы. Здесь же пасутся фигурки маленьких слоников.

Особенно знаменит Сурин своими праздниками и фестивалями. Представьте себе на огромном зеленом поле 200 великолепных исполинов джунглей. На праздник отбираются самые красивые и сильные слоны. Все они украшены лентами, колокольчиками, покрывалами. Церемонию открывает парад боевых слонов, на спинах которых восседают воины в древних ратных доспехах с секирами, копьями, мечами в руках. Перед зрителями разыгрывается сценарий битвы XIII века, когда таиландский народ сражался за независимость с владыками Срединной империи -- Китаем. Кульминацией праздника стали демонстрация возможностей дрессировки слонов, выполнение ими различными трудоемких работ и испытание их на ловкость. В представлении участвует и публика. На траве с интервалом в один метр укладываются несколько десятков добровольцев из числа зрителей, образовавших своего рода человеческий "ковер", по которому, медленно и осторожно нащупывая свободное пространство, ступают пять могучих слонов.

Слоны вовсе не неуклюжие животные. Вот они лихо играют в футбол, а вот -- бегут со скоростью 40 км в час по полю, с установленными на нем всевозможными препятствиями. Вечером под вспышки фейерверка уставших животных уводят в загоны, где их ожидает обильный праздничный ужин. А зрители наблюдают за происходящим на поле спектаклем, участники которого воспевают мудрость и силу большого друга человека - слона.